Категории

Номер апостиля

ОРГАНИЗАЦИЯ СВАДЬБЫ и поездки в Америку

Понятие двойного апостиля






Что это такое апостиль документов? Такой сложный вопрос волнует многих людей, которые плохо разбираются в официальной документации. Стоит сказать о том, что апостиль — это официальный метод легализации документов для того, чтобы подтвердить их законную и юридическую силу в иностранных государствах.

Долгое время Россия вела внешнюю политику и очень активно сотрудничала со многими иностранными странами. В результате этого процесса произошла серьезная иммиграция населения. В результате этого явления многие страны еще в двадцатом столетии отказались выполнять продолжительную процедуру легализации некоторой документации. Это все происходило на фоне разнообразных политических и экономических процессов. Поэтому в 1961 голу на Гаагской конференции было принято решение легализовать некоторые документы при помощи специальной печати, которая имеет прямоугольную или квадратную форму. В этой печати, как правило, содержались и содержаться сегодня информация о:

  • дате,
  • заверителе,
  • месте заверения.

Такая печать и стала иметь название — апостиль. Эта печать может подтвердить подпись в какой-то документации или роль человека, который поставил эту подпись. Еще подобная печать достаточно часто применяется для того, чтобы подтвердить легитимность какого-либо штампа.

Апостиль документа образец: 

Апостиль и его форма

Стоит отметить то, что апостиль может иметь форму не только в виде печати или штампа. Апостиль может быть также в виде:

  • рельефной печати,
  • резиновой печати,
  • стикера,
  • клея,
  • цветных лент.

Апостиль ставится не только на самом документе. Оказывается, его могут проставить на специальной бумаге, которая может быть прикреплена к какому-то документу. Если апостиль будет иметь некоторые отличия от стандартного образца, то это может создать для человека некоторые проблемы. К примеру, какой-то документ может оказаться непризнанным. Многие страны, которые не являлись участниками конференции в Гааге, признают полностью все документы, которые были заверены подобным образом.

Обычно апостиль имеет форму квадратной печати. Если говорить о размерах, то длина и ширина такой печати составляет по 9 см. Проставляется подобная печать на свободном месте документа. Также она может быть поставлена и с обратной его стороны. Апостиль на документации ставится всего один раз. Апостиль не потеряет своего основного значения даже, если бумага имеет консульское заверение. В апостиле могут быть применены международные языки такие, как французский и английский. Помимо того, в апостиле должен присутствовать язык страны, где проводилось заверение документации. В общем, в апостилировании используются международные и национальные языки.

Что такое апостиль — это уже понятно многим. Образец вы сможете найти в этой публикации. Теперь важно рассказать о том, что должна содержать печать апостиль:

Заголовок — APOSTILLE. Заголовок должен прописываться только на французском языке. Эту главу изменять никак не надо.

Место апостилирования. В этой графе стоит указать: город, страну, наименование организации, которая проводила данный апостиль.

Информация о должностном лице. В этом случае указывается ФИО должностного лица и его подпись.

Порядковый номер.

Штамп либо печать той организации, которая производила апостилирование документа.

Апостиль в этом случае будет больше всего напоминать болванку, в которую будет внесен текст, дата и прочие сведения. Полное содержание будет заверено печатью, где будет содержатся герб организации и ее название. При чем сведения указываются о той организации, которая занималась визированием какого-то документа.

Какие документы и бумаги можно заверить апостилем

Для такой процедуры, как апостилирование могут подойти только лишь официальные документы и бумаги. Сейчас мы перечислим те документы, которые подходят для процедуры апостилирование. Итак, это могут быть:

  • Документы из суда;
  • Административные и нотариальные документы;
  • Международные либо официальные пометки.
  • Судебные бумаги, которые исходят из прокуратуры либо документы подтверждающие судимость.
  • Административные бумаги, которыми могут являться свидетельства о:
  1. рождении,
  2. браке и разводе,
  3. смене фамилии.

К административным бумагам, которые подлежат апостилированию относятся также и нотариальные акты такие, как доверенности или прочие бумаги.

К пометкам, которые имеют официальный характер стоит отнести:

  1. печать о месте регистрации,
  2. визы, которые не были заверены нотариусом,
  3. справки из медицинских учреждений.

Апостилирование в обязательном порядке не предусматривается согласно Гаагской конвенции для:

  • Бумаг, которые были заверены дипломатами или консулами.
  • Торговой и экономической документации, которая необходима таможенной службе. Это могут быть: договора на поставку или отгрузку продукции, опись имущества, которое перевозится первичные бумаги из бухгалтерии.
  • Документации без официального статуса.
  • Бумаг, которые удостоверяют личность и отношения гражданина к какому-то статусу. Это могут быть: студенческие билеты, паспорта, пенсионное удостоверение.

Стоит сказать о том, что конвенция Минска полностью ликвидировала применение апостиля во время внутреннего обмена документов. В этой конвенции принимали также участие многие страны СНГ.

Образец апостиля на русском языке:

Особенности заверения документов

К апостилированию могут быть представлены копии, которые были заверены нотариусом. Еще к апостилированию могут быть представлены бумаги, которые соответствуют установленным ограничениям. Другими словами это говорится так, если апостиль будет проставлен на официальных бумагах, то их нотариальные копии будут являться легализованными. Для того, чтобы провести процедуру апостилирования нужно обратиться в тот или иной орган власти.

Процедура заверения документов апостилем может по времени занимать несколько дней. Однако это произойдет в том случае, если документ имеет стандартную форму. Если же форма документа не утверждена, то на изучение такого документа может потребоваться месяц. Любые документы заверить апостилем можно самостоятельно. Также можно обратиться в частные компании, которые могут вам оказать в этом деле помощь. В любом случае, если вы планируете заверить апостилем какой-либо документ в любой компании, вам стоит предоставить следующие документы:

  • заявление на проведение процедуры;
  • заявления документов;
  • документ, который удостоверяет вашу личность — паспорт;
  • пакет бумаг, которые надо заверить апостилем,
  • чек, который подтверждает оплату государственной пошлины.

Куда нужно обратиться для того, чтобы проставить апостиль

Сейчас стоит сообщить о том, где поставить апостиль. Итак, выше мы говорили, что апостилированием документации занимаются уполномоченные организации и частные конторы. За проведение данной процедуры с человека взимается оплата за эту услуга. Также необходимо в этом случае оплатить госпошлину.

Для того, чтобы сэкономить свое время стоит обратиться за оказанием данной услуги в частные конторы. Если вся ваша документация является стандартной, то на ее легализацию будет потрачена всего лишь неделя.

Если обратиться в министерство юстиции или территориальные органы для заверения апостилем каких-то документов, то стоит помнить о том, что они должны быть обязательно заверены нотариусом.

В министерство обороны стоит обращаться для того, чтобы заверить справки или разнообразные выписки о службе и работе в военных органах или ведомствах СССР и России.

Бумаги, которые являются образовательными или относятся к этой сфере заверяются апостилем в федеральной службе по надзору в области образования и науки.

Апостилем можно подтвердить свидетельство о присвоении учебной квалификации и сам образовательный документ.

Документация, которая была предоставлена органами ЗАГСА, заверяется апостилем в общем архиве ЗАГСА.

Федеральное архивное учреждение и его уполномоченные органы вправе заверить апостилем бумаги, которые были поданы из архивов бумаг.

Еще данные полномочия имеет Генеральная прокуратура.

Министерство внутренних дел может заниматься апостилированием бумаг, опираясь при этом на законодательство. Но в этом случае процесс происходит без оговорения варианта деятельности.

Как переводы заверить апостилем

Во многих странах рассмотреть какую-то бумагу без присутствия перевода является невозможным делом. Заверить любые документы апостилем до перевода и после можно в том случае, если государственный язык страны, которая предоставила документ не будет совпадать с национальным языком. Апостиль в этом случае будет поставлен на официальный документ. А перевод будет произведен с того документа, который заверен был ранее. Общую процедуру зверения и все образцы апостиля можно узнать в организации, куда вы планируете предоставить документ для проставления апостиля.

Если вы планируете заверить только лишь оригинальный документ апостилем, а перевод заверяться в этом случае не будет, то этот метод будет называться ординарным апостилем. В нашей статье предложен образец апостиля на русском языке.

Где поставить апостиль на свидетельство о рождении

Апостиль может ставится на совершенно разные документы. Сейчас стоит выяснить то, где поставить апостиль на свидетельство о рождении. Но прежде чем сказать об этом важно сказать, что по законодательству России проставить апостиль может:

Министерство Юстиции России. Документ может быть заверен нотариусом. Также апостиль можно поставить на заверенной нотариусом копии.

Министерство обороны РФ. На бумагах, которые имеют отношение к военной службе.

Архив России на архивные документы.

Рособрназор может поставить апостиль на документы об образовании и разнообразных учебных степенях.

Органы Загса. В этом случае апостиль проставляется на документы и справки, которые были предоставлены этими органами.

Легализацию свидетельства о рождении можно произвести в органах ЗАГСА. В этой ситуации апостиль будет поставлен прямо на свидетельство. Еще проставить апостиль можно в органах юстиции. При этом он может быть проставлен переведенную копию, которая была заверена нотариусом. Чтобы избежать лишних затрат и бесполезного траты времени, нужно необходимо в консульстве того государства узнать, какие документы потребуются для проставления апостиля.

За проведение данной процедуры стоит уплатить госпошлину в размере 2500 рублей. При чем оплату стоит сделать до проставления апостиля. Образец апостиля на свидетельство о рождении вы найдете ниже.

Образец апостиля на свидетельство о рождении:

Апостиль документов об образовании

Что представляет из себя понятие — апостиль вам уже понятно. Теперь стоит сказать, что должен представлять из себя апостиль документов об образовании. Стоит сказать о том, что штамп апостиля может ставиться только лишь на подлинные образовательные документы. Данный штамп будет свидетельствовать о том, что печать является подлинной.

Апостиль проставить придется в том случае, если студент из России решит покинуть свое учебное заведение, чтобы за рубежом продолжить свое обучение. Проставить апостиль на документе об образовании сможет Орган власти субъекта России. Срок рассмотрения и проставления апостиля в этом случае может составить 45 дней. Естественно, этот срок отсчитывается с того времени, когда студент подаст заявление на проставление апостиля.

За такую процедуру, как проставление апостиля на образовательном документе придется заплатить госпошлину, которая составляет 1500 рублей. В этой статье вы найдете также образец апостиля на документы об образовании.

Апостиль документов об образовании. Образец: 

Вместо заключения

Иногда разобраться в сложных понятиях бывает непросто. Надеемся на то, что наша публикация помогла вам выяснить некоторые детали проставления апостиля. Учитывайте все эти советы и будьте в любой ситуации грамотным человеком.

Обратите внимание на видео по теме: Что такое апостиль.






Источник: http://www.biznes-idei.com/apostilirovanie-dokumentov.html

Что такое апостиль?

Что такое апостиль?

Документы необходимые для проставления апостиля

Требования к документам, представляемым заявителями для проставления апостиля

Срок проставления апостиля

Последовательность административных процедур по проставлению апостиля

Основания для отказа в проставлении апостиля

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции

Список государств-участников Гаагской Конвенции 1961 года

Взаимное признание документов

Конвенция, отменяющая требования легализации

Приказ от 17.12.2013 № 144 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги Управлением ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан по проставлению апостиля"

Приказ от 28.09.2016 № 62 "О внесении изменения в Административный регламент предоставления государственной услуги Управлением ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан по проставлению апостиля, утвержденный приказом Управления ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2013 № 144"

Что такое апостиль?

АПОСТИЛЬ — специальный штамп, который в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года ставится на официальных документах государств — участников Конвенции с целью освободить эти документы от необходимости дипломатической или консульской легализации. Согласно пятой статье Гаагской конвенции, апостиль удостоверяет «подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ».

Впервые апостиль был введен Гаагской конвенцией об отмене требований легализации иностранных официальных документов, совершенной 5 октября 1961 года (на территории Российской Федерации конвенция вступила в силу 31 мая 1992 года). Согласно этому документу апостиль проставляется на официальных документах, исходящих только от учреждений и организаций Российской Федерации как участника Гаагской конвенции, и не требует дальнейшего заверения или консульской легализации, признается официальными органами всех государств - участников Конвенции. Таким образом, апостиль освобождает граждан и министерства иностранных дел стран-участниц от взаимного контакта и длительной процедуры консульской легализации, если необходимо заверить подлинность официального документа.

Официальными документами конвенция признает:

·         документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
административные документы;

·         нотариальные акты;

·         официальные пометки, такие, как отметки о регистрации;

·         визы, подтверждающие определенную дату;

·         заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем Конвенция не распространяется на:

·         документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

·         административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

Согласно Гаагской конвенции 1961 г., апостиль имеет форму прямоугольника со стороной не менее 9 см и должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции.
Текст апостиля должен содержать следующие реквизиты:

·         Наименование государства, выдавшего апостиль

·         Фамилия лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ

·         Должность лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ

·         Наименование учреждения, печатью/штампом которого скреплён документ, удостоверяемый апостилем

·         Название города, в котором проставлен апостиль

·         Дата проставления апостиля

·         Название органа, проставившего апостиль

·         Номер апостиля

·         Печать/штамп учреждения, проставившего апостиль

·         Подпись должностного лица, проставившего апостиль

Апостиль может быть составлен как на одном из официальных языков Конвенции (французский либо английский), так и на национальном языке государства, проставившего апостиль. На практике надписи на апостиле часто дублируются на двух языках (одном из языков Конвенции и национальном).

Заголовок «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть дан на французском языке.

Согласно Конвенции, апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом.

Хотя Конвенция и не предъявляет жестких требований к форме апостиля, следует иметь в виду, что в некоторых случаях отступления от установленной формы в одном государстве могут повлечь непризнание документа, удостоверенного таким апостилем, в другом государстве.

В Российской Федерации, являющейся участником Гаагской конвенции с 31 мая 1992 года, в настоящее время право проставления апостилей предоставлено следующим государственным органам:

·         Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — проставляет апостили на официальные документы, подлежащие вывозу за границу исходящие от федеральных органов государственной власти, физических и юридических лиц, нотариально удостоверенные в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

·         Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации— проставляют апостили на официальные документы, исходящие от территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нотариусов, органов местного самоуправления, исполненные в субъектах Российской Федерации, на территории которых действуют соответствующие территориальные органы Минюста России, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

·         Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)— проставляет апостили на документы о военной службе (работе) в Вооружённых Силах Российской Федерации, Вооружённых Силах Союза ССР и Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, выдаваемых в Российской Федерации;

·         Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)— проставляет апостили на документы государственного образца об образовании, об учёных степенях и учёных званиях;

·         Федеральное архивное агентство России (Росархив)— проставляет апостили на архивные справки, архивные выписки и копии архивных документов, подготовленные федеральными государственными архивами;

·         Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела— проставляют апостили на архивные справки, архивные выписки и копии архивных документов, исполненные по документам подведомственным им архивов;

·         Органы ЗАГС субъектов РФ — проставляют апостили на официальные документы о государственной регистрации актов гражданского состояния.

Документы необходимые для проставления апостиля.

  1. Заявление о проставлении апостиля на официальном документе;

  2. Документ, удостоверяющий личность (предъявляется);

  3. Официальный документ, подлежащий вывозу за границу;

  4. Документ об уплате государственной пошлины.

Требования к документам, представляемым заявителями для проставления апостиля.

·         Заявление о проставлении апостиля, а также документ об уплате государственной пошлины представляются в единственном подлинном экземпляре.

·         Официальный документ представляется в двух экземплярах, один из которых помещается в дело (копия), а другой (оригинал) выдается заявителю.

·         Официальные документы должны содержать реквизиты, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации является обязательным (номер, дата, подпись, печать).

·         Документы, представляемые на проставление апостиля, должны быть исполнены четко, подписи должностных лиц и оттиски печати, содержащиеся на документах, представленных на проставление апостиля, должны быть отчетливыми.

·         Если документ имеет поправки и (или) приписки, они должны быть оговорены лицом, подписавшим документ. Указанные приписки и (или) поправки должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, а затем исправленное и зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном виде.

Срок проставления апостиля.

Срок исполнения государственной функции в случае отсутствия необходимости истребования образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего представленный на проставление апостиля официальный документ, и (или) истребования образца оттиска печати органа государственной власти, нотариуса, органа местного самоуправления, от которого исходит документ, не должен превышать 3 рабочих дней со дня представления документов.

Срок исполнения государственной функции в случае необходимости истребования образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего представленный на проставление апостиля официальный документ, и (или) истребования образца оттиска печати органа государственной власти, нотариуса, органа местного самоуправления, от которого исходит официальный документ, не должен превышать 30 рабочих дней.

Последовательность административных процедур по проставлению апостиля.

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

·         прием и регистрация документов;

·         установление отсутствия оснований для отказа в проставлении апостиля, включая проверку соответствия подписи должностного лица и оттиска печати органа на официальном документе имеющимся образцам;

·         проставление апостиля (при отсутствии оснований для отказа в проставлении апостиля);

·         отказ в проставлении апостиля (при установлении оснований для отказа в проставлении апостиля);

·         выдача документов.

Основания для отказа в проставлении апостиля.

В проставлении апостиля отказывается:

·         если официальный документ не предназначен для вывоза за границу;

·         если на официальном документе отсутствует хотя бы один из реквизитов, наличие которого согласно законодательству Российской Федерации является обязательным;

·         если подпись должностного лица и (или) оттиск печати органа местного самоуправления на официальном документе не соответствуют имеющимся в Управлении ЗАГС Кабинета Министров Республики Татарстан образцам;

·         если подписавшее официальный документ должностное лицо не обладает полномочием на его подписание;

·         в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отказ в проставлении апостиля может быть осуществлен как в устной, так и в письменной форме.

Отказ в проставлении апостиля осуществляется в письменной форме при наличии соответствующего письменного обращения заявителя или соответствующей отметки в заявлении на проставление апостиля либо по требованию заявителя.

Порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе исполнения государственной функции

Заявитель имеет право на обжалование действий и (или) бездействия специалистов территориальных органов Минюста России в досудебном и судебном порядке.

Контроль деятельности территориальных органов Минюста России осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.

Заявитель вправе обратиться с жалобой лично или письменно.

При обращении заявителя в письменной форме срок рассмотрения обращения не должен превышать 15 рабочих дней с момента регистрации такого обращения.

Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, в которое направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), полное наименование для юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Дополнительно в обращении могут быть указаны:

·         наименование органа, должность, фамилия, имя и отчество специалиста (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого обжалуется;

·         суть обжалуемого действия (бездействия);

·         обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия для их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;

·         иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

По результатам рассмотрения обращения должностным лицом территориального органа Минюста России принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения.

Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения обращения, направляется заявителю.

Если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Территориальные органы Минюста при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению, а также сообщается по телефону или факсимильной связи, по электронной почте (при наличии такой информации и если указанные данные поддаются прочтению).

Если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель территориального органа Минюста России, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с Заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в территориальный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.

Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие должностных лиц судебном порядке.

Список государств-участников Гаагской Конвенции 1961 года.

1.       Австралия

2.       Австрия

3.       Азербайджан

4.       Албания

5.       Андорра

6.       Антигуа и Барбуда

7.       Аргентина

8.       Армения

9.       Багамы

10.    Барбадос

11.    Беларусь

12.    Белиз

13.    Бельгия

14.    Болгария

15.    Босния и Герцеговина

16.    Ботсвана

17.    Бруней - Даруссалам

18.    Бывшая Югославская Республика

19.    Великобритания

20.    Венгрия

21.    Венесуэла

22.    Германия

23.    Гондурас

24.    Гренада

25.    Греция

26.    Грузия

27.    Дания

28.    Доминикана

29.    Израиль

30.    Индия

31.    Ирландия

32.    Исландия

33.    Испания

34.    Италия

35.    Кабо-Верде

36.    Казахстан

37.    Кипр

38.    Корея

39.    Колумбия

40.    Латвия

41.    Лесото

42.    Либерия

43.    Литва

44.    Лихтенштейн

45.    Люксембург

46.    Маврикий

47.    Македония

48.    Малави

49.    Мальта

50.    Маршалловы острова

51.    Мексика

52.    Молдова

53.    Монголия

54.    Монако

55.    Намбия

56.    Нидерланды

57.    Ниуэ

58.    Новая Зеландия

59.    Норвегия

60.    Острова Кука

61.    Панама

62.    Перу (с октября 2010 г.)

63.    Польша

64.    Португалия

65.    Румыния

66.    Самоа

67.    Сан-Марино

68.    Свазиленд

69.    Сейшельские острова

70.    Сент-Винсент и Гренады

71.    Сент-Китс и Невис

72.    Сент-Люсия

73.    Сербия

74.    Словакия

75.    Словения

76.    США

77.    Суринам

78.    Тонга

79.    Тринидад и Тобаго

80.    Турция

81.    Украина

82.    Фиджи

83.    Финляндия

84.    Франция

85.    Хорватия

86.    Чешская Республика

87.    Швейцария

88.    Швеция

89.    Эквадор

90.    Эль-Сальвадор

91.    Эстония

92.    Южная Африка

93.    Япония

Взаимное признание документов

С рядом государств Россия (самостоятельно или как правопреемница СССР) заключила договоры о взаимном признании официальных документов. Это означает, что надлежащим образом оформленный на территории одной из сторон договора документ признаётся другим государством — стороной такого договора без каких-либо формальностей (нужен только заверенный перевод документа на государственный язык соответствующей страны). В отношениях с такими странами проставление на официальные документы апостиля не требуется.

Россия имеет такого рода договоры со следующими государствами:

1.       все страны СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Украина)

2.       Албания

3.       Алжир

4.       Болгария

5.       Босния и Герцеговина

6.       Венгрия

7.       Вьетнам

8.       Испания

9.       Кипр

10.    КНДР

11.    Куба

12.    Латвия

13.    Литва

14.    Македония

15.    Монголия

16.    Панама

17.    Польша

18.    Румыния

19.    Словакия

20.    Словения

21.    Тунис

22.    Хорватия

23.    Чехия

24.    Эстония

25.    Б. Югославия (Сербия и Черногория)

Конвенция, отменяющая требования легализации

от 5 октября 1961 года

Государства, подписавшие настоящую Конвенцию, желая отменить требование дипломатической или консульской легализации иностранных официальных документов, решили заключить в этой связи Конвенцию и согласились с нижеследующими положениями:

Статья 1

Настоящая Конвенция распространяется на официальные документы, которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

a) В качестве официальных документов в смысле настоящей Конвенции рассматриваются:

документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;

b) административные документы;

c) нотариальные акты;

d) официальные пометки, такие, как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Вместе с тем настоящая Конвенция не распространяется на:

a) документы, совершенные дипломатическими или консульскими агентами;

b) административные документы, имеющие прямое отношение к коммерческой или таможенной операции.

Статья 2

Каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется настоящая Конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Под легализацией в смысле настоящей Конвенции подразумевается только формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Статья 3

Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Статья 4

Предусмотренный в первом абзаце статьи 3 апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом; он должен соответствовать образцу, приложенному к настоящей Конвенции.

Однако он может быть составлен на официальном языке выдающего его органа. Имеющиеся в нем пункты могут быть также изложены на втором языке. Заголовок "Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)" должен быть дан на французском языке.

Статья 5

Апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа.

Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.

Подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения.

Статья 6

Каждое договаривающееся государство назначает, с учетом их официальных функций, те органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля, предусмотренного в первом абзаце статьи 3.

Оно уведомляет об этом назначении Министерство иностранных дел Нидерландов в момент сдачи на хранение своей ратификационной грамоты или грамоты о присоединении, или заявления о распространении действия. Оно уведомляет Министерство также о любом изменении в назначении этих органов.

Статья 7

Каждый из указанных органов, назначенных в соответствии со статьей 6, должен вести книгу записей или картотеку, в которых он регистрирует проставленные апостили, указывая при этом:

a) порядковый номер и дату проставления апостиля;

b) фамилию лица, подписавшего официальный документ, и качество, в котором оно выступало, а в отношении неподписанных документов - указание органа, поставившего печать или штамп.

По требованию любого заинтересованного лица орган, проставивший апостиль, обязан проверить, соответствуют ли сделанные в нем записи сведениям, внесенным в книгу записей или картотеку.

Статья 8

Если между двумя или несколькими договаривающимися государствами заключены договор, конвенция или соглашение, в которых содержатся положения, требующие определенных формальностей для удостоверения подписи, печати или штампа, настоящая Конвенция предусматривает отход от этих положений лишь в том случае, если указанные в них формальности являются более строгими, чем формальность, предусмотренная в статьях 3 и 4.

Статья 9

Каждое договаривающееся государство принимает необходимые меры для того, чтобы его дипломатические или консульские агенты не производили легализации в тех случаях, когда настоящая Конвенция предусматривает освобождение от таковой.

Статья 10

Настоящая Конвенция открыта для подписания государствами, представленными на девятой сессии Гаагской конференции по международному частному праву, а также Ирландией, Исландией, Лихтенштейном и Турцией.

Она подлежит ратификации, и ратификационные грамоты сдаются на хранение в Министерство иностранных дел Нидерландов.

Статья 11

Настоящая Конвенция вступает в силу на шестидесятый день после сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты, предусмотренной во втором абзаце статьи 10.

Для каждого подписавшего Конвенцию государства, ратифицировавшего ее позже, она вступает в силу на шестидесятый день после сдачи на хранение его ратификационной грамоты.

Статья 12

Любое государство, о котором не идет речь в статье 10, может присоединиться к настоящей Конвенции после ее вступления в силу согласно первому абзацу статьи 11. Документ о присоединении сдается на хранение в Министерство иностранных дел Нидерландов.

Присоединение действительно лишь в отношениях между присоединяющимся государством и договаривающимися государствами, которые не выскажут возражения против этого в течение шести месяцев после получения уведомления, предусмотренного в пункте "d" статьи 15. Уведомление о таком возражении направляется в Министерство иностранных дел Нидерландов.

Конвенция вступает в силу между присоединяющимся государством и государствами, не выдвинувшими возражения против присоединения, на шестидесятый день после истечения шестимесячного срока, указанного в предшествующем абзаце <*>.

--------------------------------

<*> Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 года.

Статья 13

В момент подписания, ратификации или присоединения любое государство может заявить, что настоящая Конвенция распространяется на все территории, которые оно представляет на международном уровне, либо на одну или некоторые из этих территорий. Это заявление считается действительным с момента вступления в силу Конвенции для данного государства.

В дальнейшем Министерство иностранных дел Нидерландов уведомляется о любом подобном распространении действия.

Если заявление о распространении действия сделано государством, подписавшим и ратифицировавшим Конвенцию, последняя вступает в силу в отношении указанных в нем территорий в соответствии с положениями статьи 11. Если заявление о распространении сделано государством, присоединившимся к Конвенции, последняя вступает в силу в отношении указанных в нем территорий в соответствии с положениями статьи 12.

Статья 14

Настоящая Конвенция действует в течение пяти лет, начиная с даты ее вступления в силу в соответствии с первым абзацем статьи 11, в том числе и в отношении государств, которые ратифицируют ее или присоединяются к ней впоследствии.

Если Конвенция не будет денонсирована, ее действие продлевается с молчаливого согласия сторон на каждые последующие пять лет.

Министерство иностранных дел Нидерландов уведомляется о денонсации не менее чем за шесть месяцев до истечения пятилетнего срока.

Денонсация может ограничиваться некоторыми из территорий, на которые распространяется действие Конвенции.

Денонсация имеет силу только в отношении государства, которое уведомляет о ней. Конвенция остается в силе в отношении других договаривающихся государств.

Статья 15

Министерство иностранных дел Нидерландов уведомляет государства, упомянутые в статье 10, а также государства, присоединившиеся в соответствии с положениями статьи 12:

a) об уведомлениях, упоминаемых во втором абзаце статьи 6;

b) о подписаниях и ратификациях, упоминаемых в статье 10;

c) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии с положениями первого абзаца статьи 11;

d) о присоединениях и возражениях, упоминаемых в статье 12, и о дате вступления в силу присоединения;

e) о распространении действия, упоминаемом в статье 13, и о дате его вступления в силу;

f) о денонсациях, упоминаемых в третьем абзаце статьи 14.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в г. Гааге 5 октября 1961 года на французском и английском языках (в случае расхождения между текстами преимущество отдается французскому тексту), в единственном экземпляре, который сдается на хранение в архивы Правительства Нидерландов и заверенная копия которого направляется по дипломатическим каналам каждому государству, представленному на девятой сессии Гаагской конференции по международному частному праву, а также Ирландии, Исландии, Лихтенштейну и Турции.


БЛАНКИ И ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ:

  1. Заявление на проставление апостиля      


 КВИТАНЦИЯ ОБ ОПЛАТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ: Государственная пошлина за проставление апостиля составляет 2 500 руб. за каждый документ.

Квитанция об оплате государственной пошлины

 

Последнее обновление: 26 октября 2016, 15:40

Источник: http://zags.tatarstan.ru/apostil.htm

Что такое апостиль документов и зачем он нужен?

Апостиль — термин международного права, с которым сталкиваются люди, выезжающие за границу и вывозящие личные документы. Что такое апостиль и зачем он нужен, куда обратиться за его проставлением и сколько это может стоить, расскажем в нашей статье. 

Что это такое — апостиль документов?

Какие страны признают на своей территории легализацию документов при помощи апостиля?

Внешний вид апостиля и его содержание

Каким нормативным актом урегулировано проставление апостиля в России?

В какие организации можно обратиться, чтобы легализовать документы?

Порядок придания документу законности с помощью апостиля

Что это такое — апостиль документов?

Апостиль документов — принятый в международном праве способ узаконить документы, выданные в 1 государстве, для их правового использования в другом государстве. Международно-правовым законодательным актом, регулирующим легализацию личных документов при помощи апостиля, является Гаагская конвенция, заключенная 5 мая 1961 года в Гааге. Конвенция открыта для присоединения к ней возжелавших этого стран.

Наша страна в лице СССР стала участницей Конвенции 17 апреля 1991 года. РФ приняла правопреемство от СССР в отношении обязательств, установленных Конвенцией, 31 мая 1992 года.

В соответствии с Гаагской конвенцией страны-участницы принимают на своих территориях правила об упрощенном порядке подтверждения законности документов при помощи апостиля. При этом к официальным документам в рамках задач, обозначенных Конвенцией, относятся:

  • документы, выданные органами власти государства, в том числе судебные, исполнительные акты и документы из прокуратуры;
  • административные свидетельства и справки (к примеру, свидетельства о рождении или смерти);
  • нотариальные документы;
  • государственные штампы и отметки (о регистрации, визы и пр.). 

Между тем под правила конвенции не подпадают:

  • дипломатические или консульские акты;
  • документы, связанные с коммерческими или таможенными процедурами. 

Какие страны признают на своей территории легализацию документов при помощи апостиля? 

К настоящему времени насчитывается порядка 135 стран — участниц Гаагской конвенции 1961 года. Среди них такие ожидаемые государства, как Франция, США, Великобритания, Германия, Нидерланды, а также достаточно экзотические страны типа Лесото, Гренады и Вануату.

К Гаагской конвенции по вопросам упрощенного порядка легализации на своих территориях документов других государств присоединились также все страны, входящие ранее в Советский Союз, кроме Туркменистана.

Таким образом, 135 стран и территорий — участниц Гаагской конвенции 1961 года взаимно признают на своих землях установление законности документов, выданных в другом государстве, при помощи апостиля.

Нужно добавить, что с рядом государств у России заключены договоры о взаимном признании госдокументов друг друга. Это означает, что в рамках подписанных договоров страны признают действующими на своей территории документы из другого государства без каких-либо дополнительных оформлений, в том числе путем проставления апостиля. К таким странам относится большинство стран — выходцев из СССР, а также Болгария, Израиль, Румыния, Хорватия, Чехия и другие. Всего 37 стран. 

Внешний вид апостиля и его содержание 

В соответствии с Конвенцией апостиль должен иметь вполне определенный внешний вид. Он представляет собой квадрат со сторонами не менее 9 см. К Конвенции приложен образец апостиля, которого должны придерживаться страны-участницы.

По своему содержанию апостиль также должен соответствовать стандарту, обозначенному в документе. Апостиль должен включать в себя:

  • название государства, в котором проставлен знак легализации;
  • личные данные и должность человека, подписавшего легализуемый документ;
  • название организации, которая выдала документ;
  • наименование города, где проставлен апостиль;
  • число, когда проставлен апостиль;
  • наименование организации, проставившей апостиль;
  • номер апостиля;
  • печать организации и подпись чиновника, проставившего апостиль. 

Апостиль составляется на английском или французском языке (официальных языках Конвенции) либо на языке выдавшего его государства. При этом заголовок «Апостиль» всегда указывается на французском языке.

Устанавливая внешний вид и содержание апостиля, Конвенция ничего не говорит о форме выражения этого знака. В связи с этим способы проставления апостиля на документах в странах — участницах Конвенции отличаются. Апостиль может быть в виде штампов, печатей, стикеров, а также отдельного документа, скрепляемого с заверяемой бумагой при помощи клея, скрепок или колец. В России апостиль имеет вид штампа. 

Каким нормативным актом урегулировано проставление апостиля в России? 

На территории Российской Федерации вопросы, касающиеся порядка проставления апостиля на документах, урегулированы в основном административными регламентами по предоставлению подобной услуги различными организациями. Среди них:

  • закон «О проставлении апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за пределы РФ» от 28.11.2015 № 330-ФЗ;
  • Административный регламент Минюста РФ, утвержденный приказом Министерства юстиции РФ от 03.07.2012 № 130;
  • Административный регламент МВД РФ, утвержденный приказом МВД России от 14.08.2013 № 625;
  • Административный регламент Федерального архивного агентства, утвержденный приказом Минкультуры РФ от 31.05.2012 № 566.

Для предоставления услуг по легализации документов о воинской службе и в образовательной сфере Правительством РФ дано поручение соответствующим организациям:

  • Министерству обороны — постановлением от 14.07.2008 № 523;
  • Министерству образования — постановлением от 27.02.2014 № 152. 

Кроме указанных документов существуют методические рекомендации по предоставлению госуслуги по проставлению апостиля, утвержденные приказом Минюста РФ от 21.01.2015 № 8.

В какие организации можно обратиться, чтобы легализовать документы?

В России апостиль на документы можно проставить в следующих госорганах:

  1. Министерство юстиции РФ легализует документы, выданные госорганами федерального значения, нотариально удостоверенные документы, нотариальные копии и переводы.
  2. Структурные подразделения Минюста в субъектах Федерации смогут проставить апостиль на документах, выданных в регионах, местными органами власти, нотариусами.
  3. Органы ЗАГС уполномочены ставить апостиль-штампы на оригиналы актов гражданского состояния, такие как свидетельство о рождении, смерти, браке и т. п.
  4. Минобороны РФ уполномочено легализировать документы, касающиеся воинской службы.
  5. Рособрнадзор проставит апостиль на документы гособразца об образовании, ученых степенях и т. п.
  6. На архивные справки и выписки апостиль уполномочен ставить Росархив и его структурные подразделения на местах. 

Нужно иметь в виду, что документы, выданные в России, могут быть апостилированы только в России. Для того чтобы проставить апостиль на документ иностранного государства, придется ехать в страну, выдавшую его. Консульства и посольства полномочиями ставить апостили не наделены.

За получением услуги по легализации документа можно обратиться к посреднической организации. В этом случае забот будет меньше, но стоимость затрат выше, так как придется оплатить не только госпошлину, но и услуги специалиста-посредника. 

Порядок придания документу законности с помощью апостиля 

Чтобы проставить апостиль на требующий этого документ, нужно обратиться в соответствующий госорган в часы приема. Уполномоченному сотруднику необходимо представить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, требующий легализации;
  • квитанцию об уплате госпошлины. 

Если запрос направляется по почте, дополнительно нужно приложить письменное заявление по установленной административным регламентом форме. Если за услугой обращается организация или посредник, в числе документов должна быть доверенность на совершение указанных действий.

Часы приема, документы, необходимые, чтобы поставить апостиль, образец квитанции на госпошлину и другую полезную информацию можно найти на сайтах соответствующих организаций. К примеру, на сайте Минюста РФ www.minjust.ru, ЗАГСа Московской области http://zags.mosreg.ru/, Рособрнадзора obrnadzor.gov.ru.

Важно до уплаты госпошлины и обращения к специалисту определиться, на какой именно документ требуется проставить апостиль — оригинал, копию или перевод. Ответ на этот вопрос можно получить только в том учреждении иностранного государства, куда требуется представить легализованный документ. Иногда нужен только оригинал документа, иногда нотариальная копия и перевод, а иногда и то и другое.

Эта информация значима еще и потому, что легализация оригинала и нотариальной копии может проводиться в разных госорганах. К примеру, свидетельство о рождении удостоверяется органами ЗАГС, а нотариальная копия и перевод этого документа — органами юстиции (см. Где поставить апостиль на свидетельство о рождении?). Соответственно, потребуется больше не только времени, но и денег, так как за каждый вариант уплачивается отдельная госпошлина.

В соответствии с НК РФ госпошлина за апостилирование составляет 2 500 руб. за 1 документ (подп. 48 п. 1 ст. 333.33). Госпошлина уплачивается до обращения за услугой.

В соответствии со ст. 6 закона № 330-ФЗ максимальный срок оказания услуги по апостилированию составляет 5 рабочих дней. Однако этот срок может быть продлен до 30 дней в случае возникновения необходимости направления запроса в различные организации.

Источник: http://nsovetnik.ru/apostil/chto_takoe_apostil_dokumentov_i_zachem_on_nuzhen/
Возможно вас заинтересует