Категории

Ветров фитотерапия

Здоровье. Травник Гордеев М.В. Лекция от 30 января 2016 года. Часть 3

Основы аюрведической фитотерапии (часть 5)

Книга «Основы аюрведической фитотерапии» посвящена философии растений, их связи с иерархией Вселенной, искусству мармавидьи, правилам сбора растений, формам и способам их приготовления, навыкам составления индивидуальных рецептур. Большую часть книги составляет энциклопедический словарь, описывающий свойства 144-х часто используемых растений в арсенале Аюрведы, её «Золотого Ряда», наиболее актуального в регионе России. В основе издания лежат авторские разработки И. И. Ветрова, практикующего врача, руководителя аюрведического центра «Дханвантари», известного популяризатора Аюрведы. В книгу вошел очерк об истории аюрведических словарей, а такжемножество преданий и легенд о растениях.

C одержание книги:

Предисловие И. И. Ветрова
Предисловие Ю. В. Сорокиной
Основы аюрведической фитотерапии
Мармы как зоны локализации связи со Вселенной
Топография и психофизиология марм I круга
Мармы II круга
Мармы III и IV круга
Химический состав растений
Вещества первичного синтеза
Вещества вторичного синтеза
Аюрведические свойства растений, или понятие о Гурвади-гунах
Гурвади-гуны и их основные свойства (Таблица)
Священность растений в Аюрведе
Работа с растениями
Лекарственные формы приготовления растений
Правила сбора растений
Когда собирать растения
Принципы составления фиторецептуры
Лечение посадкой растений
Письменная традиция нигханту (Materi Medica) в Аюрведической медицине
Растения Золотого ряда Аюрведы
Энциклопедическая часть
Указатель латинских названий растений
Указатель русских названий растений
Указатель санскритских названий растений
Список использованной литературы
Препараты ТРАДО.

Издательство: "Аюрведический центр Дханвантари" (2012)

ISBN: 978-5-91258-255-4

Купить за 1745рубв магазине Bookmail

Источник: https://books.academic.ru/book.nsf/63305534/Основы Аюрведической фитотерапии. 144 растения Золотого ряда

Основы Аюрведической фитотерапии

Ветров И.

Аюрведа — гармония жизни

 

Здоровье. Эзотерические целительские практики
Автор: Ветров И.
Издательство: Джанвантари, 2012
PDF, 832 страницы, 24.96 МБ
«Аюрведа — гармония жизни» — просветительский проект компании ТРАДО, подготовленный аюрведическим центром «Дханвантари», в первую очередь — его руководителем, известным популяризатором Аюрведы в России, И.И. Ветровым. В альманахе представлена значительная часть его разработок в области философии, медицины, марма-видьи, фитотерапии и аюрведической системы питания. О разных направлениях Аюрведы — философии, панчакарме, фитотерапии — рассказывают также писатели, целители, духовные учителя и специалисты в области Аюрведы. Издание является логическим продолжением вышедшего в 2010 году альманаха «Аюрведа — искусство жизни» под редакцией И.И. Ветрова и Ю.В. Сорокиной.»
3020immer16 мая 2015  Скачать книгу
Аюрведа — искусство жизни

 

Восточные эзотерические учения
Автор: Ветров И.
Издательство: Джанвантари, 2010
PDF, 400 страниц, 12.00 МБ
«Аюрведа — Искусство Жизни» — альманах, посвященный самым разным направлениям Аюрведы: мармавидье — работе с энергетическими точками тела, аюрведической системе питания, основах работы и общения с растениями, сигнатурологии и психологии. Основную часть материалов составляют статьи руководителя Санкт-Петербургского центра «Дханвантари» И.И. Ветрова, много лет занимающегося популяризацией и адаптацией аюрведического знания в России.
1450admin16 марта 2013  Скачать книгу
Основы Аюрведической медицины

 

Здоровье. Эзотерические целительские практики
Автор: Ветров И.
Издательство: Джанвантари, 2012
PDF, 360 страниц, 10.80 МБ
Из этой книги вы узнаете об истории развития древнейшей системы знаний — Аюрведе и основах философии Санкхья. Вы получите представление о четырех стадиях рождения и смерти, ключах к воспитанию детей, строении пяти телесных оболочек, трех дошах, ста сорока четырех типах конституции, о причинах возникновения болезней, механизмах и стадиях их развития. Книга адаптирована для западного менталитета и предназначена для широкой аудитории, но в первую очередь будет интересна тем, кто посвятил себя изучению восточной медицины и философии.
1307admin05 июня 2014  Скачать книгу
Основы Аюрведической фитотерапии

 

Лекарственные растения и грибы. Травники
Автор: Ветров И.
Издательство: Дханвантари, 2012
PDF, 800 страниц, 24.00 МБ
Книга «Основы аюрведической фитотерапии» посвящена философии растений, их связи с иерархией Вселенной, искусству мармавидьи, правилам сбора растений, формам и способам их приготовления, навыкам составления индивидуальных рецептур. Большую часть книги составляет энциклопедический словарь, описывающий свойства 144-х часто используемых растений в арсенале Аюрведы, её «Золотого Ряда», наиболее актуального в регионе России. В основе издания лежат авторские разработки И.И. Ветрова, практикующего врача, руководителя аюрведического центра «Дханвантари», известного популяризатора Аюрведы. В книгу вошел очерк об истории аюрведических словарей, а также множество преданий и легенд о растениях.
2904admin7 декабря 2014  Скачать книгу


 

Источник: http://www.knidka.info/vetrov-i/

Товар не найден!

«Основы Аюрведической медицины» Введение Книга И.И. Ветрова
К читателю
История создания этой книги была долгой.
С детства я очень интересовался философией, и к девятому классу школы был знаком с трудами Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Толстого и Достоевского, которые обогатили мой интеллект, но оставили спокойным сердце.
Встреча со Шрилой Вишнупадом в 1980 году полностью перевернула мою жизнь. Этот замечательный человек, будучи учеником А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, приехал в Москву и принес уникальное знание традиции Брахма-Мадхава-гаудья-сампрадаи (одного из философско-религиозных направлений древних ариев). В то время Шрила Прабхупада уже покинул Землю, оставив после себя тысячи последователей и основав 108 храмов в разных уголках планеты. Не меньшей его заслугой было то, что он сделал адаптированные переводы основных Ведических канонов, объем которых вместе с комментариями к ним составил около пятидесяти томов. Он уехал из Индии в семидесятилетнем возрасте и в течение почти двух десятилетий путешествовал по всему миру, до самой смерти не прекращая работу над переводами и комментариями к важнейшим Ведическим канонам. Совершенно очевидно, что без его помощи ни европейцы, ни американцы не смогли бы понять секретов древних ариев.
Шрила Вишнупад стал одним из его первых учеников. Ему было поручено просвещать население Советского Союза и стран социалистического лагеря. Нетрудно представить, каким нападкам и гонениям со стороны всемогущего в то время КГБ он подвергался. В чем только его не обвиняли… Его ученики испытывали жесточайшие репрессии. Многие из моих друзей оказались в то время в тюрьмах и психиатрических больницах. Их выгоняли с престижной работы, из институтов. Вишнупада, начиная с 1980 и в течение десяти лет не пускали в СССР, и мы могли поддерживать с ним связь только по телефону или посредством конспиративных писем. Те лекции, которые он давал в других странах, были для нас настоящим кладезем знаний. В 1981 году я получил от Харикеши Свами Вишнупада духовное посвящение и имя Ачьютананды даса, и с тех пор он является моим духовным отцом. Я уверен, что, если бы не он, моя жизнь сложилась бы совершенно иначе…
Мои родители (особенно отец, который был военным медиком) мечтали, что я стану врачом, но у меня были другие планы. Если бы незадолго до окончания школы мне сказали, что меня ожидает медицинская стезя, я бы рассмеялся в ответ. В то время меня манила скорее юридическая карьера. Я собирался стать оперативником и ловить преступников, и поэтому занимался боевыми искусствами и даже возглавлял отряд «Дзержинец». Однако за два месяца до окончания школы я понял, что мои духовные устремления и регулярные практики не могут иметь ничего общего с криминальным миром. Тогда я принял решение поступать в Военно-Медицинскую академию им. Кирова, чтобы пойти по стопам своего отца. Я набрал «проходной балл» и прошел «курс молодого бойца», но сразу после этого забрал документы и поступил в I-й Ленинградский медицинский институт им.Павлова.
Первый год обучения показался мне подобным аду. Я спрашивал себя: во имя чего я пошел в медицину? Более того, на втором курсе я испытал глубокое разочарование в будущей профессии, поскольку узнал, что ни одно хроническое заболевание не лечится, а все острые недуги проходят сами по себе. Тогда я подумал, а не стать ли мне хирургом, ведь они, по крайней мере, реально помогают своим пациентам.
Тут надо упомянуть, что я с детства постоянно болел хроническим бронхитом, причем во время учебы в институте болезнь стала принимать все более и более тяжелое течение. Стоило простудиться, и кашель не прекращался в течение трех месяцев. Тогда мне посоветовали обратиться к корейскому студенту со старшего курса. Я прошел у него иглоукалывание и очень тщательно соблюдал все его рекомендации по питанию и фитотерапии. С тех пор моя болезнь исчезла навсегда. Я очень вдохновился подобным успехом, и, наряду с изучением Ведической традиции и регулярными мантра-медитациями, стал изучать восточную медицину.
Позднее, работая врачом на «скорой помощи», а потом в НИИ кардиологии, я продолжал под руководством опытных наставников из Китая обучаться Тибетской медицине, астрологии и сигнатурологии.
В 1990 году мне посчастливилось наконец-то попасть в Индию, где я провел три месяца, путешествуя по святым местам. Там я вновь, после десятилетней разлуки, встретился со Шрилой Вишнупадом, вдохновившим меня на глубокое изучение Аюрведической медицины. В то время мне удалось посетить Бенарес, где находится одна из древнейших школ Дханвантари-Сушрута-сампрадаи. Там я понял — все, что я знал ранее — лишь поверхность глубокого океана, и осознал, что, дабы стать мастером Аюрведы (кавираджем), понадобится вся жизнь.
В следующем году я встретился со своим духовным учителем в Баварии в день его Вьяса-пуджи (День Рождения). Он сказал мне, что я должен продолжать свои усилия, поскольку такова воля Господа.
Вернувшись из Германии, я бросил незаконченную диссертацию, посвященную ишемической болезни сердца. Покинув стены НИИ кардиологии, я снял маленькое полуподвальное помещение, где имелись медицинская кушетка и стол, и стал принимать пациентов. Признаться, в тот период я ничего толком не умел. Я даже удивляюсь, что ко мне тогда приходили люди — три-четыре пациента в день. Мне не хватало денег на жизнь, и я брал машину отца и по ночам «халтурил по городу».
Потом у меня появился первый ученик, которого я обучил точечному массажу, а сам ставил иглы и проводил консультации.
Осенью 1993 года мы стали думать об открытии Центра, поскольку нас было уже трое. Один из моих пациентов предложил мне занять у кого-нибудь тысячу долларов и съездить с ним в Турцию. «Ты заработаешь деньги и откроешь свой Центр», — говорил он мне. «Но я же не умею торговать…» — сомневался я. «Не переживай! Я помогу тебе сбыть товар…» Я согласился, и в первый же день в Стамбуле нас «кинула» курдская мафия. Мы потеряли все деньги, и мне пришлось съездить в Турцию еще три раза, чтобы отдать этот злосчастный долг.
В декабре того же года один из моих пациентов в благодарность за помощь, оказанную в лечении его дочери, отдал нам свой офис, поскольку сам эмигрировал в Аргентину. Так появился Центр Аюрведической и Тибетской медицины, который мы назвали «Дханвантари», по имени основателя Аюрведы. На следующий год я поехал в Индию и продолжил свое обучение. Постепенно к нам присоединялись все новые и новые специалисты, проходя специализацию в области Аюрведы. И вот в 1996 году нам предложили переехать в прекрасный особняк на Крестовском острове, где, как известно, находится один из наиболее мощных участков положительной магнитной аномалии. С тех пор в Центре прошли консультации и лечение более двадцати пяти тысяч человек. Позднее мы открыли филиалы Центра в Финляндии и Латвии.
В марте 1998 года я познакомился с Александром Павловичем Цейко, который, будучи последователем святого Саи Бабы, прожил около пяти лет в Индии. Он вернулся в Россию по желанию своего духовного учителя, чтобы распространять знание Аюрведы.
Он занимался поставками аюрведических препаратов из Индии, а я ездил по России и бывшим республикам СССР
с лекциями. В 1999 году он попросил меня написать книгу, но мои литературные способности были далеки от совершенства, и, кроме того, я не мог быстро излагать свои мысли на бумаге. Мне было легче давать лекции. Тогда мы решили создать журнал «Аюрведа — наука жизни», чтобы постепенно формируя журнальные статьи, набрать материал для книги. С 2000 года мы издали восемь полноцветных альманахов объемом по 64 страницы. Наконец-то пришло время взяться за книгу. Однако все, что я написал прежде, казалось мне несовершенным. Я думал, что все это надо переписать заново…
Моим первым помощником в создании этой книги стала Юлия Владимировна Сорокина, вместе с которой мы работали над журналом. В свое время Юлия занималась переводом «Аштанга Хридая Самхиты», считающейся одним из наиболее прославленных медицинских канонов Востока, и создала интернет-ресурс ashtanga.narod.ru, на сегодняшний день единственный русскоязычный веб-проект, посвященный истории Аюрведы. Подготовка материалов, связанных с древними трактатами, и проведенная ею редакционная обработка журнальных статей и лекционных материалов позволила нам летом 2002 года начать работу над книгой. Были написаны несколько глав, и начала складываться общая логическая структура книги.
В январе 2003 года я встретился со своим старым другом — Андреем Владимировичем Кузьменко. Мы знакомы около тридцати лет, и сколько я его помню, он всегда проявлял литературные способности. После школы мы вместе поступили в ВМА им.Кирова и вместе ушли оттуда, благополучно сдав вступительные экзамены... Когда мы учились в I Медицинском институте им.Павлова, наше общение становилось все более редким, хотя еще в десятом классе школы А.В. Кузьменко живо интересовался ведической культурой и философией. После окончания института он работал психиатром вначале в амбулатории, затем в судебно-психиатрической экспертизе, а с 1998 года вовсе оставил официальную медицину и посвятил себя литературной деятельности в одном из лучших издательств Санкт-Петербурга. По окончании института мы виделись с ним редко, но после очередной встречи зимой 2003 года я понял, что мне необходим именно такой соратник, сочетающий в себе знание медицины и ведической культуры и обладающий литературным даром.
С марта он активно включился в работу над книгой и мы завершили ее за полгода. Андрей написал практически все притчи и истории и провел тщательную литературную редакцию, поэтому я посчитал, что он достоин быть соавтором данного труда. В настоящее время он работает врачом в Центре «Дханвантари» и продолжает вместе со мной готовить к изданию том «Основы Аюрведической системы питания», который наш творческий коллектив предполагает закончить к февралю 2004 года.
Я искренне признателен Александру Павловичу Цейко и его супруге Светлане Павловне Шин, ибо благодаря их поддержке данная книга смогла выйти в свет.

Глава 1.
Часть 1.
Аюрведа (букв. — «наука жизни») является частью Ведической культуры древней арийской цивилизации Бхарата-Варша или Арияварта, существовавшей много тысячелетий назад. В своё время эта культура охватывала целый ряд стран и оказывала благотворное влияние на всю планету.
Изучая дошедшие до нас древние манускрипты, можно оценить широту кругозора и величайшую мудрость людей, живших в ведическую эпоху. Когда западный мир познакомился с ведическими канонами, его представление о древних людях как о примитивных дикарях было полностью развенчано. Теперь мы знаем, что древние арии сознательно избегали технократического развития, ибо понимали, что оно не в состоянии дать людям счастье — напротив, может разрушить всю планету. Поэтому девизом ариев было: «Жить просто и думать возвышенно».
Современная цивилизация, наоборот, очень гордится своими достижениями в области техники и электроники. Построены гигантские города, в которых так удобно жить и работать. Многоэтажные дома наполнены самой разнообразной техникой. Мы перемещаемся на автомобилях и поездах, и огромные авиалайнеры позволяют всего за несколько часов достичь любой точки планеты. Мы без труда общаемся с людьми, находящимися за сотни километров. Полностью автоматизированные технологические линии заводов и фабрик дают возможность, не прикладывая большого физического труда, производить невиданное количество продукции. Но какой ценой мы добились всего этого? Чем мы заплатили за весь тот материальный комфорт, которым так гордимся?
Сегодня наша цивилизация пожинает чудовищные, разрушительные плоды своей безответственности. Создано страшное оружие, способное в несколько дней уничтожить всё живое на планете. Леса почти полностью вырублены, реки и моря превратились в сточные канавы, воздух отравлен химическими отбросами предприятий и автомобилей, и все больше животных и птиц попадает в «Красную книгу».
Честность, открытость, доброта, скромность и милосердие уступили место страшным порокам. Мир пропитан лицемерием, завистью, алчностью и гордыней; ненависть и вражда раздирают человечество на части. Как следствие — появились невиданные доселе, смертельно опасные болезни. Неудивительно поэтому, что в нынешнем веке вырос интерес Запада к Востоку, особенно — к восточной медицине, сохранившей живые корни ведической культуры. Возвращение к истокам древнего знания в начале третьего тысячелетия дает надежду на исцеление нашего больного общества.
Арии указывают в своих канонах, что цивилизации гибнут, как правило, не в результате космических катастроф, глобальных стихийных бедствий и войн, но из-за того что каждый начинает думать только о себе, только о том, чтобы брать, а не давать другим. А ведь основной принцип гармонии — обмен энергиями. Только он открывает сердца людей для любви и делает мир счастливым…
Аюрведа, будучи не столько медицинской, сколько философской системой, была дана не какой-то избранной нации или отдельным людям — она была принесена в дар всему Человечеству. Универсальная и достаточно гибкая, Аюрведа содержит алгоритмы, которые можно применять в любом месте и во все времена. Но это не означает, что знание следует прививать механически. Его необходимо адаптировать к определённым географическим, климатическим, культурным и социальным условиям в соответствии с ведическим принципом передачи знания деша-кала-патра («место-время-обстоятельства»). Что же лежит в основе тех знаний, о которых здесь говорится?
Неотъемлемая составляющая ведической культуры, Аюрведа основывается на философской системе Санкхья, описывающей во всех деталях строение материального мира и его законы, на Джьотиша-шастре, включающей в себя астрономию, биокосморитмологию, астрологию, и на ведической натуропатии (естественных методах профилактики и лечения заболеваний).
Санкхья (букв. «исчисление») — философское направление, основанное древним мудрецом Капилой. Оно связано с перечислением первоначал и в каком-то смысле напоминает современную физику (правда, последняя открыла далеко не все упомянутые Санкхьей законы). Иллюстрируя поговорку «Новое — это хорошо забытое старое», данный раздел ведического знания содержит, например, описание знаменитой формулы Эйнштейна «E = mc2».
Санкхья исследует главным образом строение различных объектов материального мира. Ее суть изложена в 13-й главе «Бхагавад Гиты»: маха-бхутани аханкаро буддхир авьяктам эва ча индрияни дашайкам ча панча чендрия-гочарах иччха двешах сукхам дуккхим сангхаташ четана дхритих этат кшетрам самасена са-викарам удахритам («Пять главных элементов: эго, разум, непроявленное, ум и десять чувств (индрий), пять объектов чувств, желание, отвращение, радость, страдание, совокупность, признаки жизни и убеждения — все это составляет поле деятельности и его взаимодействия») (13.6-7). Согласно ведическим учениям, в основе объектов материального мира лежат 24 элемента. В своей философии Капила муни (муни — так называли современники наиболее почитаемых мудрецов (прим. ред.) подробно исследует каждый из них и их взаимодействие.
В данной системе знаний материя изначально имеет форму энергии, которая под влиянием воли Брахмы «уплотняется» в вещество, создавая всё многообразие видимых и невидимых нашему глазу объектов Вселенной. В основе каждого — пять составных частей этого мира, так называемых «грубых» материальных элементов или стихий (маха-бхутов), которые суть:
• «земля» (притхви), являющая принцип структуры или твёрдого состояния вещества (энергия, упакованная в вещество),
• «вода» (джала) — принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества,
• «огонь» (агни) — принцип выделения энергии из вещества (распаковка энергии) или плазменного состояния,
• «воздух» (ваю) — принцип движения материи или газообразного состояния вещества, и наконец,
• «эфир» (акаша) — субстанция пространства, некий аналог такого понятия современной науки, как физический вакуум или физическое поле материи.
Кроме этих материальных элементов существуют и более тонкие (полевые) составляющие материи, главными среди которых являются чувства (индрии), ум (манас), интеллект (буддхи) и ложное эго (аханкара). Сегодня большинство учёных не признает их элементами собственно материи, а, в лучшем случае, считает не более чем результатом деятельности мозга. Однако Капилаописывает их как самостоятельную составную часть Природы. Рассматривая Вселенную как единый живой организм, устроенный наподобие человеческого тела, он выводит концепцию тождества макро- и микрокосма. Каждое действие во Вселенной имеет причину и следствие (свойство элемента «огонь»). Каждая точка Вселенной содержит информацию обо всей Вселенной (свойство элемента «эфир»). Что внизу, то и наверху (свойство элемента «воздух»). Все объекты Вселенной находятся в неразрывной связи друг с другом (свойство элемента «вода»). Энергия Вселенной, переходя из одного состояния в другое, никогда не исчезает (свойство элемента «земля»).
Джьотиша-шастра показывает связь человека (микрокосма) с окружающим миром (макрокосмом). «Что происходит наверху, то происходит и внизу». В ее астрономическом разделе удивительно точно рассчитываются расстояния до различных видимых и невидимых невооруженным глазом планет нашей Солнечной системы, описываются их орбиты и скорость вращения около светила. Согласно Джьотиша-шастре, в Солнечной системе существует восемьнадцать планет, а не десять, как считает современная астрономия. И хотя Джьотиша-шастра относит к самостоятельным планетам еще и Луну с некоторыми крупными астероидами, тем не менее познания древних ариев, живших пять-десять тысяч лет назад, кажутся невероятными. Не имея современных крупных телескопов и космических станций, они смогли узнать о существовании Урана, Нептуна, Плутона и даже Прозерпины, самой дальней планеты Солнечной системы, открытой всего несколько лет назад. Кроме того, ими были указаны координаты около пяти миллионов звезд (в настоящее время известно около 14 миллионов) и орбиты наиболее крупных комет, пересекающих Солнечную систему.
Другие разделы Джьотиша-шастры описывают влияние на человека различных космических объектов. По мнению А.Б. Минькова, древние арии изучали три уровня этого влияния: физический, астрологический и магический.
На физическом уровне Солнце, Луна и некоторые ближние планеты воздействуют на нас посредством гравитационных, электромагнитных, инфракрасных и лептонных излучений, изучаемых биокосморитмологией.
На астрологическом уровне космические объекты выступают как индикаторы или своеобразная демонстрационная карта человеческой психики. Имеется в виду не буквальное влияние планет или звезд на человека, а некие законы Вселенной, согласно которым тот связан с координатами и орбитами движения различных небесных тел. Простейшая аналогия: желая узнать, какую температуру имеет в данный момент наше тело или атмосфера, мы смотрим на градуированный столбик ртути или спирта. Саму же температуру мы не видим.
На магическом уровне планета, звезда или комета рассматриваются как живые существа, с которыми можно вступить в контакт. Древние арии считали, что планеты и звезды являются физическими телами обитателей мира Сварги. Поэтому, когда человек общается, скажем, с Землей, на самом деле его собеседник — богиня Бхуми. Юпитер — это царь полубогов Индра или Зевс. Сатурн — бог законов Вселенной Дхармарадж.
Ведическая натуропатия описывает различные свойства продуктов питания, лекарственных растений и минералов применительно к возрасту, полу, типу конституции человека, месту проживания, суточным и сезонным ритмам, предрасположенности к тем или иным болезням. В одном из канонов Аюрведы говорится: «Всё, что нас окружает, — является лекарством, нужно только распознать его и правильно использовать». Аюрведические фиторецептуры имеют многокомпонентные составы, в которых всякое растение занимает своё место в иерархии возможностей получения того или иного эффекта. При сборе каждого лекарственного растения принимаются в расчет космические ритмы: соответствующие лунная фаза, день и время суток. Некоторые травы можно собирать лишь в определенные два-три дня в сезон или только на восходе Солнца; в иное время их эффективность значительно снижается. Немаловажен и характер местности, поскольку одно и то же растение в лесу, на поляне, у озера, на холме или болоте обладает совершенно разными свойствами.
«Вода и камень точит» — таков принцип действия многих аюрведических лекарств. Они помогают мягко, постепенно и не вызывают побочных эффектов, в отличие от современных фармакологических препаратов, которые подчас более опасны, чем сама болезнь. Аюрведические лекарства не подавляют, а активизируют механизм саморегуляции и детоксикации организма. Они «бьют точно в цель, уничтожая врага, а не здание, в котором тот находится». Они не «загоняют» болезнь внутрь, превращая её в хронический процесс, а «вытаскивают» наружу. Кроме того, они обладают очищающим, тонизирующим и омолаживающим эффектом.
Аюрведическая медицина исповедует холестический (целостный) подход к человеку. Хронические болезни она рассматривает как системные недуги, возникающие в результате поражения многих органов. Поэтому врач, практикующий Аюрведу, должен знать все разделы медицины и уметь помогать любому пациенту независимо от того, старик это или ребёнок, мужчина или женщина, страдает ли у него сердце или желудок. Кроме того, аюрведический врач (вайдья) никогда не строит отношения с пациентом по принципу: «Я лечу, а ты все принимаешь без обсуждения», напротив, он показывает дорогу к исцелению и помогает сделать первые шаги. Основной же путь должен пройти сам пациент, строго следуя предписаниям вайдьи.
Ведическая натуропатия исповедует индивидуальный подход к человеку. С точки зрения Аюрведы, ни одна болезнь не может протекать одинаково у разных людей. Во времена ведической цивилизации вайдья не мог рассчитывать на биохимические лаборатории и компьютеры. Поэтому он ставил точный диагноз по методу «пяти зеркал» — состоянию пульса, радужки глаза, ушной раковины, языка, кожных покровов и слизистых — дающему полную информацию о состоянии пациента. Этот метод позволял не только диагностировать зарождение недуга или его клиническую стадию, но и выявить предрасположенность к тем или иным заболеваниям. У каждого человека должен быть один лечащий врач, досконально знающий его проблемы и наблюдающий его в течение жизни.
Аюрведа сравнивает врача с воином. Как воин, владеющий многими видами оружия, будет наиболее эффективен в сражении, так и врач, обучившийся многим методам лечения, быстрее победит болезнь. Вайдья очень хорошо должен знать принципы питания и образа жизни, которые необходимо назначать пациенту в соответствии с его типом конституции, возрастом, местом проживания и возможными недомоганиями. Он должен владеть наукой мармавидьи (акупунктурой, хиропрактикой, точечным массажем и гирудотерапией) и обладать совершенными знаниями в лечении травами и минералами.
Но, являясь кшатрием в сражении с болезнями, врач обязан быть брахманом в деле просвещения людей и в духовной практике, то есть праведным и чистым человеком, владеющим элементами йоги и методами медитации. Он должен посвятить себя поиску истины и состраданию и относиться к каждому живому существу с любовью.
Аюрведа не рассматривает болезнь только как отрицательное явление. В одном из канонов говорится, что «болезни являются нашими учителями». Они не возникают просто так, но становятся индикаторами нашего эволюционного развития. Аюрведа подробно описывает глубинные корни недомоганий, связанные с нашими мыслями, эмоциями и поступками, и указывает на особые «болезни-друзья», которые приходят, чтобы избавить нас от более тяжёлых недугов. Их нужно уметь распознавать и не торопиться выгнать из тела; и современные медики это подтверждают. Если у больного эпилепсией развивается варикозное расширение вен, то эпилепсия приобретает менее опасное течение, а если человек перенесёт в лёгкой форме туберкулёз, он может вовсе избавиться от бронхиальной астмы.
Главное в том, что болезнь приходит к нам, чтобы остановить нас на неправильном пути, предотвратить страшные последствия того, что могло бы с нами случиться. Мы часто думаем, что можем делать всё, что угодно, но это совершенно не так. Мы — часть Вселенной, мы — клеточки Вселенной, и поэтому каждая наша мысль подобна семени, которое мы бросаем в пространство и которое будет расти только в том случае, если мы будем его поливать, то есть подтверждать мысль действием. Если мы посеем добро и подкрепим его добрыми поступками, оно, прорастая, будет изменять к лучшему всё, что нас окружает: всех наших близких, друзей, нацию, весь мир. Если же мы станем сеять и культивировать зло, то оно, набирая силу, будет разрушать и нас самих, и других людей. Каждый человек должен это прочувствовать, наблюдая себя и окружающий мир.
Остановитесь на секунду и посмотрите по сторонам… Может быть, вы действуете по каким-то негативным стереотипам: привыкли завидовать или критиковать? Люди думают, что в осуждении других нет ничего особенного, и, собираясь вместе, тут же начинают кому-то «перемывать косточки», или кого-то жалеть, полагая, что это хорошо. На самом же деле жалость с точки зрения законов Вселенной — это грех, потому что, жалея человека, мы ограничиваем его возможности, подразумевая, что сам он ни на что не способен. В действительности каждый из нас обладает теми или иными уникальными способностями, но часто о них не догадывается или живет в таких условиях, когда эти способности не могут проявиться. Человек реализует только четыре-пять процентов своих потенциальных возможностей и очень страдает от этого. Природа постоянно подталкивает его в нужном направлении, но он не чувствует этого, ибо всё время торопится. Ему кажется, что если он заработает больше денег, получит власть, станет знаменитым или очень сильным, то будет счастлив. Но если он идет в неверном направлении, то есть нарушает законы эволюции, то его останавливает природа, его останавливает Бог. И возникает болезнь, отнюдь не являющаяся наказанием. Болезнь — это спасение для человека, потому что, остановленный, он начинает думать, почему заболел. Он пытается что-то узнать, он приходит к врачам, он начинает что-то менять в себе. Главное — понять, почему это произошло с вами, и тогда вы убережетесь от большего, от худшего, ибо со смертью бренного тела ничто не кончается: ни хорошее, ни плохое!
Важно понять: когда мы умираем, болезнь продолжает жить и способна пережить нас. Болезнь есть некий стереотип, с которым мы существуем, поскольку отклонились от эволюционного пути. Вас остановили (и, может быть, остановили очень сурово — вы оказались в инвалидной коляске), но вы ничего не поняли. Вы подумали: «Со мной всё кончено, я скоро умру, я очень стар. Начну новую жизнь с чистого листа». Но когда вы рождаетесь вновь, неотработанный стереотип остается с вами и заставляет вас делать то же самое. Вы снова заболеете той же самой болезнью и снова окажетесь в инвалидной коляске. И снова подумаете: «Что мне терять?» Потом будут третья и четвертая жизни, и снова — тяжелый недуг, и вам будет все хуже и хуже. Разве не стоит внимательно посмотреть на себя, на то, как вы живете, и увидеть, что вас всегда предупреждают, нас всегда останавливают?
Пороки, возникая на уровне психики, на уровне ума, неизбежно пускают корни в наше физическое тело, отдавая во власть негативных стереотипов внутренние органы. Например, страх: вы думаете, что это пустяки, некая частность вроде боязни темноты или хулиганов. На самом же деле у многих из нас существует целая программа страха. Мы всё время чего-то боимся: что не хватит денег, повысят цены, уволят с работы, что-то случится с ребенком. Но когда мы боимся, мы разбалансируем определенные центры энергоинформационного поля.
Музыкант, прежде чем выйти на сцену, настраивает свой инструмент по камертону. Скрипка или флейта обязаны взять точный звук «ля», ибо на нем выстроится вся мелодия, в которой не должно быть фальши. Таким камертоном, способным избавить нас от многих болезней, является энергоинформационное тело, которое регулирует наше состояние. Как только функция органа нарушилась, как только какой-то гормон стал выделяться в неверном количестве либо один из показателей крови стал выше или ниже нормы, — моментально включается и начинает работать камертонное тело. Но если у вас есть какие-то негативные программы, они разрушают сам камертон, и тогда настройка становится невозможной. И вместо «ля» звучит «си», то есть ваш организм начинает вырабатывать неправильное количество гормонов или ферментов, и какой-то орган может начать давать сбои.
Когда организм не способен нормально функционировать, в нем накапливаются различные клеточные шлаки. Заполняя окружающее пространство, шлаки будут поступать в кровь и оседать в органах, соответствующих резонансу вашей программы. Например, если вас переполняет страх, он начнет сжимать ваши почки. Некоторые люди, обладающие высокой чувствительностью и способностью видеть на тонком плане матрицы органов, замечают, что матрица почек под воздействием страха начинает сжиматься, и почка из-за этого плохо работает. Изменяются состав крови и кровяное давление, находящаяся в организме инфекция активизируется, у вас начинается воспаление, какие-то соли выпадают в осадок, и развивается мочекаменная болезнь. У вас появляются боли в почках. Почему? Потому что есть программа страха, которую вы всё время на них проецируете. Вы начинаете принимать таблетки, но они не помогают, так как остались корни заболевания, которые будут постоянно прорастать.
Сейчас, в начале III тысячелетия, западная медицина достигла высочайшего уровня в области хирургии, компьютерной и лабораторной диагностики. Сегодня мы можем прийти в медицинский центр, где нам сделают анализы крови, ультразвуковое сканирование или томографию и поставят точный диагноз. Почему же тогда не только мы, но и весь мир обращается к Аюрведе? Потому что десятки и сотни тысяч медиков, биологов, фармацевтов осознали бесплодность своих усилий, неэффективность такого подхода к лечению, при котором оно начинается с конца. Действительно, стоило человеку почувствовать то или иное недомогание, ему тут же предписывался прием фармакологических препаратов, подавляющих болезненные симптомы: обезболивающих, устраняющих тошноту, жаропонижающих и т.д. Онкологический больной непременно подвергался лучевой и химиотерапии, которые окончательно угнетали противоопухолевый иммунитет. В итоге пациент умирал либо продолжал существовать в страданиях. Почему? Да потому что причина, вызвавшая заболевание, никуда не исчезала. Потому что семя и выросшее из него растение, которое мы столь долго и обильно поливали, оставило в нас свои корни. Мы можем много раз срезать верхушку этого растения, но корни его все равно сохранятся и станут порождать новые и новые побеги. Особенно ужасно то, что происходить это будет и во всех следующих рождениях, до тех пор, пока мы не изменимся.
Аюрведа исследует первопричину болезни, ибо каждый из нас, умирая, рождается вновь, и процесс его эволюции достаточно долог. Прежде чем в своем изначальном виде войти в обитель Бога — Вайкунтху (духовный мир) — человек проходит длительный путь эволюции в миллионах жизней. Если бы он мог увидеть свои предыдущие воплощения, то заметил бы, что все они очень тесно взаимосвязаны. Он узнал бы себя, как узнает актера, играющего в разных спектаклях. Роли могут быть самые разные: и трагические, и комические, но актер всегда узнаваем. Вот так же и вы узнали бы себя, если бы смогли увидеть свои прошлые рождения. Это вполне возможно, другой вопрос: нужно это или не нужно?.. Память о прошлых жизнях не дарится Богом, не раскрывается в сердце человека просто так. Она дается тому, кто может анализировать прежний опыт и улучшать себя.
Долгое время люди не понимали, зачем нужно быть праведными. «Пускай праведными будут святые», — думали некоторые. Но разве все мы не должны жить в соответствии с законами гармонии, в соответствии с резонансом Вселенной? Посмотрите, что происходит в нашем организме: все клетки имеют множество рецепторов, которые реагируют на действие гормонов, ферментов, биологически активных веществ. Когда в крови повышается инсулин, клетка воспринимает этот сигнал и открывает соответствующий канал, по которому начинает поступать глюкоза. Мы с вами — тоже клетки Вселенной, и она каждый день, каждую минуту, в той или иной форме подает нам сигналы. Ее предупреждения не всегда могут быть явными и легко ощутимыми. Дабы привлечь внимание, не обязательно щелкать по лбу. Но с нами все время говорят, а мы не слышим этого, мы не ощущаем дыхания Вселенной. Тогда нас начинают подталкивать, а нам это не нравится. Но, как только мы изменим эту ситуацию, как только научимся воспринимать сигналы Вселенной и станем действительно сопричастны ей, — болезни уйдут, и мы перестанем болеть, и сохраним молодость до ухода из этого мира.
Капур Нарадж вышел от духовного учителя в глубокой задумчивости. Он шел по улицам поселка и все повторял про себя слова, услышанные сегодня. «Верховная Личность Бога в образе Сверхдуши неизменно пребывает в сердце каждого живого существа, направляя его действия. Поменяв тело, живое существо забывает о совершенных в прошлом поступках, но Сверхдуша, которой известно настоящее, прошлое и будущее, остается свидетелем всего, что делает душа. Таким образом, Сверхдуша руководит всеми действиями живого существа.
Господь в образе Параматмы находится и в сердце собаки, и в сердце брахмана. Будучи источником всех существ, Господь заботится об их нуждах подобно матери. Как мать одинаково относится ко всем своим детям, так и верховный отец (или мать) одинаково заботится обо всех существах».
«Надо же, — рассуждал сам с собой Капур, — значит, и в сердце даже самой маленькой птахи, и в сердце большого слона есть Бог».
Его размышления были прерваны страшным шумом и криками, раздававшимися на соседней улице. Капур повернул за угол и увидел, что в двадцати шагах от него развернулось настоящее побоище. Огромный слон, на спине которого едва удерживался перепуганный погонщик, взбесился. Слон громко ревел, мотал головой, кружился на месте и крушил все, что находилось поблизости. Люди с воплями разбегались в разные стороны, и казалось, сам воздух был наполнен ужасом. Когда огромное тело ударялось о стены домов, они покрывались трещинами. Несколько маленьких лавок на углу были разбиты вдребезги; на земле валялись втоптанные в грязь фрукты вперемешку с обрывками тканей. «Спасайтесь, бегите!», — кричал погонщик, и первым побуждением Капура было броситься наутек. Однако он вспомнил слова, сказанные сегодня учителем, и не сделал ни шагу в сторону. «Чего мне бояться? В сердце этого слона живет Бог, и в моем сердце живет Бог. Ну, право же, не станет Бог нападать Сам на Себя и причинять Самому Себе вред!»
Эта мысль показалась ему столь мудрой и здравой, что он остался стоять на месте. Между тем слон несся прямо на Капура, а погонщик продолжал кричать, чтобы тот спасался бегством и даже бросил в Капура свою чалму.…
Через несколько дней Капура навестил его учитель. Склонившись над перебинтованным и загипсованным, похожим на мумию учеником, он укоризненно и печально покачал головой.
Капур посмотрел на учителя не менее укоризненно и произнес: «Как же так? Ведь вы говорили, что Бог есть в сердце каждого живого существа. Почему же Он допустил такое, находясь в сердце слона?»
«Глупец, ты ничего не понял, — воскликнул учитель, — разве Бог, находясь в сердце погонщика, не предупреждал тебя его устами о грозящей опасности?»
Глава 1.
Часть 2. История (продолжение)
Четвертый социальный класс — шудры. Прирождённые ремесленники, они были очень трудолюбивы и вкладывали в работу всю душу. О таких людях обычно говорят: «У них золотые руки».
Как-то раз поспорили два рисовальщика о том, кто из них более искусен в своем ремесле. Один из них изобразил гроздь винограда на стене дома. Вскоре слетелись птицы и попытались склевать нарисованные ягоды, настолько верно они были изображены.
Автор картины приосанился и спросил собрата по ремеслу:
— А где же твоя картина?
— За этой занавеской, — отвечал тот.
Первый рисовальщик протянул руку, чтобы отдернуть занавеску, но рука его натолкнулась на стену. Оказалось, что занавеска нарисована!
Его соперник произнес:
— Ты создал картину, которая ввела в заблуждение глупых птиц, а я создал картину, которая обманула тебя — опытного рисовальщика. Кто же из нас более искусен?
В системе варнашрама-дхарма любому члену общества оказывалось внимание; такого понятия, как привилегированный класс, просто не существовало. Каждый действовал в соответствии со своими способностями и желаниями. Арии не были завистливы и никогда не пытались изменить свое социальное положение, ибо считали это бессмысленным.
В одной из Пуран есть такая история.
Однажды некий царь, возвращаясь из военного похода, попросил сапожника починить ему обувь. Сапожник за одну ночь сшил новые сапоги, чем приятно поразил царя. Царь воскликнул: «Я хочу наградить тебя. Проси всё, чего пожелаешь!» Сапожник ответил: «Мне ничего не надо. Я люблю свою работу, и денег, которые я зарабатываю, вполне хватает на жизнь. Мне нечего у тебя просить». Но царь, желая во что бы то ни стало отблагодарить сапожника, предложил: «Хочешь, я сделаю тебя царём на один день?» Сапожник задумался: «Вряд ли из этого получится что-то дельное. Однако почему бы не попробовать? Интересно узнать, каково чувствовать себя царем». И тогда царь посадил его на трон и приказал своим придворным выполнять все его приказы и пожелания. Сапожник долго ломал голову над тем, что бы придумать. Внезапно его осенила хорошая, как ему показалось, идея. Он воскликнул: «Слушайте мой первый указ! Пусть с этого дня все деньги в нашем государстве изготавливают только из кожи». Царь помрачнел и, сведя сапожника с трона, сказал: «Ты прав, лучше будет, если ты останешься собой и будешь шить сапоги, а царские заботы пусть будут уделом царя».
Варнашрама-дхарма являлась богоцентрической социальной системой, позволяющей каждому человеку, выполняя свой долг, двигаться по пути духовной эволюции. Для этого общество было разделено на четыре ашрама — четыре ступени жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и саньяса.
Спустя несколько месяцев после рождения ребёнка родители обычно приглашали опытного брахмана, который по специальным астрологическим таблицам, линиям на ладонях и стопах, а также родинкам на теле ребенка составлял гороскоп, раскрывающий основной потенциал и кармические задачи его личности. Родителям указывалось на ключи к воспитанию ребенка, на принадлежность его к той или иной варне, на слабые и сильные стороны характера, рекомендуемый род занятий и предрасположенность к определённым болезням. По достижении пятилетнего возраста ребенка отдавали в специальную школу — гурукулу, обычно находившуюся при монастыре, где в течение двадцати лет он постигал науку своей варны. Существовали отдельные школы для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Образование включало в себя развитие философско-религиозного мировоззрения, этическое воспитание, обучение духовным практикам и приобретение навыков будущей профессии. Этот период жизни назывался брахмачари. Ученик подчинялся же-сткой дисциплине школы, во всем слушался своего наставника, проходил суровые испытания (особенно это касалось кшатриев). Ему запрещалось иметь отношения с противоположным полом и покидать стены монастыря без сопровождения.
После получения образования человек переходил на следующую ступень, которая называлась грихастха-ашрам. Обычно он женился и, становясь домохозяином, приступал к выполнению социальных обязанностей в соответствии со своей варной. Когда он достигал преклонного возраста, и у него рождались внуки, он становился ванапрастхой. Это означало, что он мог, с согласия жены, прекратить работать и заняться духовными практиками, изучением священных писаний и размышлениями о сути бытия.
Чувствуя приближение смерти, он принимал статус саньяси, и, покинув дом, отправлялся в святые места, в лес или в горы, где мог целиком сконцентрироваться на духовной практике и в просветленном сознании подготовиться к уходу из этого мира. Он отказывался от материальной помощи родственников и, странствуя, принимал только пожертвования от других людей. Все это было необходимо для отречения от объектов материального мира. Саньяси мог стать странствующим проповедником и передавать свои знания и опыт окружающим. Арии очень уважительно относились к саньяси и не отказывали им в крове и пище.
Система варнашрама-дхарма давала каждому человеку возможность постичь законы жизни с помощью камы, артхи, дхармы и мокши. Посредством камы постигались все формы материального наслаждения от самой низкой — чувственной, до самой высокой — возвышенной любви к Богу. Посредством артхи каждому предоставлялась возможность научиться трудиться в соответствии со способностями и обеспечить, таким образом, свою семью необходимыми материальными благами. Дхарма означала выполнение социального долга в соответствии со своей варной и религиозного долга — в соответствии со своим ашрамом. Мокша подразумевала реализацию кармических и духовных задач нынешнего воплощения для перехода на следующую ступень духовной эволюции.
Религиозно-философская школа вайдьев, ставшая предтечей Аюрведы, зародилась еще во время миграции ариев. Тогда понятие «вайдья» не было синонимом слова «целитель» или «лекарь»; оно объединяло группу людей, живших очень обособленно, в основном в пустынных областях, в лесах или горах — местах со спокойной атмосферой и гармоничной энергетикой. Они по крохам собирали знание, к тому времени уже почти утраченное ариями. Они изучали то, как влияет на человека движение планет, как на него реагируют определенные растения, как взаимодействуют с душой, телом и отдельными органами камни и минералы. Вайдьи понимали, что человек зависит от планетных, лунных, циркадных (суточных) и других циклов, что для него не проходят бесследно смены климата и времен года. Они видели, что каждый орган в человеке сопричастен определенному растению или животному, работая на одинаковых с ним частотах.
Вайдьи изучили и описали около семи тысяч различных растений, причем не только их состав, но и действие. Они знали, когда и в каком месте, в какую лунную фазу, в какие сезоны нужно собирать растения, как правильно их готовить и сочетать. Они говорили, что если взять шесть растений или же шесть металлов и минералов и в процессе приготовления лекарства соединять их в различной последовательности, то получится 36 разных соединений, 36 видов лекарств. Таким образом можно, манипулируя всего десятком растений, излечить сотни разных заболеваний.
Понемногу восстанавливая знания гиперборейцев и собирая их в единую систему, вайдьи восприняли и то, что сохранилось у цивилизации дравидов — например, хирургию, иглоукалывание и гирудотерапию (известно, что вайдьи выполняли сложнейшие пластические и нейрохирургические операции). Постепенно начала формироваться наука, которая тогда еще называлась не Аюрведой, а расаяной.
Философия вайдьев основывалась на том, что человек является клеточкой Вселенной, и если он не будет жить с ней в гармонии, то не будет счастлив. «Человек полностью подобен Вселенной, — говорили вайдьи, — в нем есть все виды энергий, которые присутствуют в космосе, все пять первоэлементов, все стихии, и даже самые высшие силы, даже сам Бог. Если у человека закрыто сердце, он не способен любить. Если он не способен любить, он всегда будет страдать, потому что никогда не будет удовлетворен». Согласно их воззрениям, человек связан не только с живыми объектами Вселенной, но абсолютно со всеми космическими телами. Поэтому все, что происходит вокруг, обязательно отражается на человеке, и все, что происходит внутри него — отражается на окружающем мире. «Следовательно, — говорили вайдьи, — надо повышать своё чувство ответственности за всё, что исходит от нас, и учиться различать добро и зло, чтобы не подпадать под плохое влияние. Каждый человек имеет свою уникальную программу развития, у каждого есть определенная дхарма, долг перед своим государством, родом, планетой, на которой он живет, и перед Богом. Каждый человек в своей жизни должен постоянно учиться, проходить всевозможные испытания, выполнять определенные уроки. Постигая свою природу, он должен отдавать всю свою энергию, все свои силы на служение общему благу».
Вайдьи не декларировали, но утверждали личным примером, что человек может жить, не болея и не старясь, очень долго и счастливо. Изучая строение тела, они нашли так называемые энергоинформационные центры, или чакры, и определили, что всякая чакра характеризуется своей определенной частотой, которая соответствует энергоинформационным характеристикам различных планет и иных космических объектов. На Земле существует закон взаимного соответствия ритмов растительного, животного и минерального царств, и вайдьи руководствовались им во всех сферах жизни. Только по закону соответствия они использовали пищу, а также травы и иные препараты для исцеления болезней в начальной их стадии. Но самое главное — они показали: корень всех болезней в том, что у человека закрыто сердце.
Вайдьи утверждали: «У человека должно быть открыто сердце, ибо таково его естественное состояние, в котором он будет жить гармонично». Конечно, они имели в виду не физическое сердце, а анахата-чакру, то есть «сердечный», главный центр энергетического тела. Они говорили: «Даже если у человека есть какие-то пороки, он все равно должен жить в соответствии со своей природой и не скрывать их, иначе никогда от них не избавится. Если, стремясь стать лучше, он не добивается успеха, он не должен оставлять усилий и закрывать сердце, чтобы не оборвать энергоинформационный обмен со Вселенной. Как только он закрывает свое сердце, активизируются различные пороки: гордыня, зависть, жадность, злоба, ненависть, которые не только разрушат его тело, порождая многочисленные болезни, но и окажут разлагающее влияние на все общество в целом».
Причиной многих пороков человека является то, что он не умеет соизмерять. Ему всегда кажется, что он достоин большего, что если он получит еще больше материальных благ или денег, то жизнь изменится к лучшему. Но он забывает о том, что каждому предназначена своя доля, и тот, кто берет больше, чем ему дается, никогда не будет счастлив. Приходившие к вайдьям и вопрошавшие: «Что мне делать, почему я болею?», часто слышали на первый взгляд странные ответы: «Ты болеешь потому что ты слишком жаден». Или: «Ты завистлив и слишком гневлив. Избавься от этого, и твои болезни пройдут».
Люди заметили, что вайдьи удивительным образом сохраняли свою молодость даже в очень преклонном возрасте, были активны, никогда не прекращали своей деятельности из-за болезни и всю жизнь очень много делали для других. Лишь перед самой смертью у них внезапно появлялись признаки старости. За два-три года до смерти они уходили из общины в леса, в горы, посвящали все свое время интенсивным духовным практикам и покидали этот мир, сжигая свое тело с помощью внутренней энергии, которую в системе йоги называют кундалини.
Со временем слава о философско-религиозной школе вайдьев, основателей системы врачевания, распространилась по всей планете, ибо культура и искусство цивилизации ариев и дравидов постепенно завоевали почти весь мир. За много тысячелетий до гибели арийского общества вайдьи были известны как искусные целители.
Но знания вайдьев не были в полной мере систематизированы до момента появления на Земле Дханвантари — необыкновенной личности, через которую явил себя Сам Господь. Дханвантари пришел специально для того, чтобы организовать и утвердить знания Аюрведы, накопленные за многие тысячелетия древними вайдьями. Тогда и был создан «Дханвантари Самхита» — самый древний из всех, известных сейчас на Земле, аюрведических канонов. Впоследствии школы, берущие начало от Дханвантари, образовали восемь направлений медицины, которые по сути стали источником врачебного искусства как на Востоке, так и на Западе.
Знания, переданные Дханвантари, на протяжении долгого времени были предназначены лишь для узкого круга людей, и не только потому, что невежды, получив к ним доступ, могли бы нанести вред себе и другим, но и потому, что мастерство вайдьев со временем стало для них способом иметь средства к существованию. Вайдьи передавали свое знание по цепи ученической преемственности лишь посвященным (своим детям и доверенным ученикам), излагая его в стихах, чтобы оно легче запоминалось и не подвергалось искажению. Языковой строй санскрита, на котором слагались, а затем записывались каноны, таков, что извлечение одной буквы или слога из предложения, или малейшее нарушение ритма режет слух так же, как фальшивая нота в стройной игре оркестра. Кроме того, сама ведическая традиция знала способы запоминать огромное количество информации без малейших искажений.
Одним из величайших представителей традиции вайдьев был мудрец Бхарадвадж, который передал знание Аюрведы шести лучшим ученикам. Ученики, в свою очередь, составили каноны традиции Кайя-чикитсы — терапии внутренних болезней — использующей растения, минералы, цвета, звуки и запахи. Лучшим из учеников считался Агнивеша, который не только составил самый известный из канонов Кайя-чикитсы, но и стал странствующим лекарем, несшим знание Аюрведы по всей Земле. Еще один наследник культуры дравидов — мудрец Агастья, которого считают одним из величайших носителей знаний в области хирургии и мармавидьи (акупунктуры).
Бхарата-Варша просуществовала много тысячелетий, но пять тысяч лет назад стала распадаться на более мелкие государства и в конце концов прекратила свое существование. Гибель Ведической цивилизации произошла из-за того, что внутри нее зрели различные пороки, которые привели к большим и малым войнам, разложению общества и разрушению всей социальной системы.
С распадом ведической цивилизации учение Аюрведы практически исчезло. Но в начале нашей эры появились удивительные личности, которые восстановили и записали древ&heip;

Источник: http://log-in.ru/books/osnovy-ayurvedicheskoiy-medicsiny-vetrov-i-i-zdorove/
Возможно вас заинтересует: